Итак, немного разобравшись с основами автозвука,  исходя из предыдущей статьи, можно понять, что основную роль в построении аудиосистемы в автомобиле  будет играть выбор магнитолы — не зря её называют ГУ — (Головное устройство, голова) тут, как никогда уместно выражение, что рыба гниёт с головы, такая проблема присуща и в 93% автомобилей с установленной акустикой.

Штатная магнитола
Штатная магнитола

В автомобилях, старше 2005 года проблема с заменой ГУ более чем актуальна, там нет ни флешки, ни цветных дисплеев, даже MP-3  с диска не прочитает… В более новых Штатных ГУ  уже идут и флешки, и ауксы, и прочие коммуникации , интегрированные со штатным БК, камерой заднего вида и прочее..

Если в первом случае на пути построения автозвука у нас практически нет преград: максимум покупка или изготовление переходной рамки, то во втором случае автолюбителю будет гораздо труднее распрощаться со множеством функций… и порой, желая не потерять их, люди натыкаются на очень частую ошибку — покупку китайской магнитолы в штатное место, в которой есть и навигация и дисплей и камера и диски и Wi-FI и интернет, но отсутствуют там только два параметра — качество изготовления и качество звука. Тем не менее, по качеству звука эту магнитолу можно приравнять к штатной,  если вас она устраивало, и нужен был только функционал, то можете закрыть эту статью, Ваша проблема уже решена =)

магнитолы в Перми
Китайская магнитола

Если всё же от музыки хочется получать кайф, а не навигацию и интернет, то давайте рассмотрим пути улучшения звука:

Улучшить то чего нет изначально — практически нереально: усилить — можно, сделать громче — можно,  добавить недостающие частоты — можно, улучшить качество — нельзя, но можно попытаться кое что сделать. И сейчас расскажу про один из способов:

Что такое АУДИОПРОЦЕССОР?

Audison bit ten
Audison bit ten

Аудиопроцессор, или процессор обработки звука — это… коробочка =), внутри которой находятся очень сложные микросхемы (старюсь выражаться доступным языком), которые выполняют определенный ряд функций. Рассмотрим всё по порядку:

Сцена и её понятие.

Сцена
Сцена

Что такое «сцена» в автомобиле? объяснить сложно, особенно если люди не слышали правильной локализации нигде, или не задумывались… Чтобы понять что такое сцена и почему за неё борются все аудиофилы ( это основная причина установки аудиопроцессора), можно дома, или на работе провести простой эксперимент:
Вам понадобится простая стерео-система — 2 разнесенные колонки (любые), и любимые песенки, желательно с вокалом и инструментами. Выбрали, включаем, расставляем колонки на сколько возможно широко, насколько позволят провода ( 1-3 метра) , сами помещаемся примерно в третью вершину равностороннего  треугольника между этими колонками, можно закрыть глаза, и слушать. Если ничего не произошло, то включите заготовленные любимые песенки. Итак — звук пошёл, сначала вступление, пропускаем его, начал петь солист. Откуда идёт звук? из правой колонки? встаньте чуть левее, из левой? — чуть правее… идёт из центра? перед вами?  стойте. Не двигайтесь. Можете присесть на кресло в этом положении.. Итак… голос перед вами…  инструменты стоят справа, слева, за голосом, играют не одновременно, а только когда придёт их очередь… поздравляю, вы услышали сцену. Можете двигаться.

Теперь смоделируем ситуацию в автомобиле… передвиньте кресло левее, хоть на сколько, на пол метра… (Любителям японцев кресло двигать вправо). Что вы слышите? Правильно, только левую колонку, прямо как в автомобиле. Попробуем её немножко убавить… — перевести баланс вправо… стало лучше? — стало. но всё равно не то.  а всё потому что  Вы только убавили громкость, а если не игнорировать законы физики, то давайте рассмотрим что мы имеем… звук — это колебания воздуха, скорость звука в воздухе при комнатной температуре около 343м/с. Левая колонка ближе к вам, сколько до неё? метр? правая колонка дальше — до неё метра 2. Таким образом, сначала до нас доносится звук из левой колонки, а потом, из правой, с запозданием в 1 метр… а 1 метр звук проходит примерно за 3мс! всего то — разница не велика, но поверьте, даже ошибка в 0,05мс будет слышна на слух.

Итак, проблема понятна — проблему надо решать. Для того, чтобы звук доходил до слушателя одновременно из 2х колонок нам нужно чтобы из той колонки, что ближе — звук выходил позднее, в нашем случае на 3мс… образно, сначала начинает играть правая, через 3мс левая.  Этой процедурой мы вернем солиста на его законное место в середине сцены, и инструменты перестанут играть все из одной колонки а будут на своих местах.

Пройдем в автомобиль, присмотримся внимательнее.. лево видно, до него метра полтора, право видно, до него 3/4 метра… стоп… а до куда мерить? до твиттера, что в уголке? или до мидбаса, что в двери стоит? А еще и саб в багажнике катается… вот тут то нам и поможет Аудиопроцессор. Эта чудо-коробочка  для начала  скомпенсирует разницу расстояний до каждого динамика, и если в  домашней колонке всё понятно — 2 канала, стерео и по сути нужна только 1 задержка, то в автомобиле правую и левую колонку придётся разделить на составные динамики — ведь до каждого из них разное расстояние! Если одинаковое — вам повезло, но не спешите радоваться =) сути это не меняет.  Итак, выделили мы каждому каналу свою задержку — обычно их 5 — 8,  дальше мы имеем 5 отдельных выходных каналов на динамики, НО каналы эти широкополосные!  то есть они играют все частоты, если такой сигнал подать на твиттер — твиттер сгорит.  Если подать на саб — саб будет петь, а не «басить», следовательно нам нужен Фильтр.

Что такое фильтр?

Фильтры это вторая составляющая аудиопроцессора.  Такой функции в нём может и не быть, это усложнит нам жизнь и добавит сопутствующие задачи.  Ограничения фильтра отрежут на каждый динамик исключительно тот диапазон частот, который им нужен.  Фильтры бывают низких частот, высоких, и полосовые ( сверху и снизу отрезают).

Итак, задержали  ближние динамики, отрезали нужные частоты, включили музыку — солист стал в центр лобового стекла? — если да, то отлично. Можете ездить и получать удовольствие, если нет, то лучше обратиться к профессионалу для точной настройки, т.к. осталось еще 2 не рассмотренных параметра — неосновных, но тоже немаловажных — это раздельные уровни (регуляторы, определяющие относительную громкость каждого динамика). Ведь левый к нам ближе, а значит мы слышим его чуть громче, из этого следует что его стоит чуть притушить, на пару децибел. И Эквалайзер — это средство точной частотной коррекции. На самом деле гадость та еще, т.к. включает в себя набор фильтров с определенной добротностью и как следствие фазовыми сдвигами, но бывает что без него никуда, он поможет исправить проблемы  частотных характеристик динамиков, и некоторые проблемы установки.

На самом деле всё не так страшно как я тут расписал. Всё гораздо страшнее! настроить это всё самому и с первого раза не удастся — 98%,  поэтому если хотите сэкономить время, деньги, и ресурс не дешевой аппаратуры, то за настройкой лучше обратится к толковым установщикам, у которых первоначальная  настройка (инициализация) простой системы не займет больше 15 минут, при условии доступа к устройствам. Но не стоит требовать от них чудо звука, когда из всех стадий автозвука вы прошли только первую. По крайней мере у вас уже будет сцена, и дальше будет видно и слышно что нужно менять, усиливать, и кардинально переделывать. или остановиться на этом.

P.S. Возможности интеграции :

Если в автомобиле место под 1din магнитолу, то вариантов со встроенным аудиопроцессором достаточно много.

Если у вас стоит Штатное ГУ, то вариантов установки дополнительного аудиопроцессора — чуть меньше, но, есть еще варианты со встроенным усилителем. Достаточно свежее решение на рынке, мною уже опробовано и  рекомендовано к употреблению — Audison prima 8.9 bit . Пусть цена вас не пугает, ведь не нужно докупать дополнительных усилителей, устанавливать их, тянуть много проводов и прочих затрат.

Audison prima
Audison prima

 

С Уважением, Артём Дробышевский,  установщик автозвука.